Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Статьи

Учёные выяснили, на какие гены действует классическая музыка
Учёные выяснили, на какие гены действует классическая музыка

На днях финские учёные сделали потрясающее открытие, касающееся влияния звуков музыки на организм человека в целом. В результате многолетних опытов удалось установить, что некоторые гены начинают работать намного активнее при прослушивании классических произведений. В особенности увеличивается выработка дофамина, который отвечает за ощущения удовольствия. Кроме того, классика позволяет заглушить работу генов, способствующих разрушению нервных окончаний в организме, тем самым защищая нервную систему человека от постоянных перегрузок и стрессов.

Об этом своем открытии сообщила пресс-служба Хельсинского университета, где и проводились исследования.

Конечно же, о благотворном влиянии звуков классической и оперной музыки на нашу жизнь известно уже давно. Ранее множество научных изданий публиковало статьи о пользе классики для нашей нервной системы, о её значении для самочувствия и о пользе её прослушивания беременными. Однако ни одно из этих утверждений не было подтверждено учёными, основываясь на реальных процессах в организме человека.

На этот раз финские специалисты решили провести эксперименты по этому поводу на молекулярном уровне, чтобы узнать, как именно в действительности звуки музыки действуют на наше самочувствие.

Суть исследования заключалась в том, что во время прослушивания музыки учёные наблюдали за активностью тех или иных генов, влияющих на нервную систему. Для проведения эксперимента была выбрана 20-минутная симфония №3, написанная Вольфгангом Амадеем Моцартов.

Для участия в опытах было привлечено всего 60 человек. Выбирались они исходя от возраста, пола и профессии. Что касается последнего, то для чистоты эксперимента в нём участвовали как обычные люди, так и профессиональные музыканты. Прослушивание музыки происходило в специально оборудованных лабораториях, где исключалась возможность проникновения постороннего шума, что могло бы повлиять на результаты исследований.

Перед началом опытов и по их завершению у испытуемых брали анализ крови, чтобы выявить разницу в выработке тех или иных генов. Последних, кстати говоря, оказалось более двух десятков. Их количество и активность изменялись как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В основном выявленные гены способствовали выработке дофамина, передаче сигналов в нервных окончаниях и быстрой усвояемости информации. Кроме того, в ходе исследований были обнаружены изменения в гене, расположенном в 4-й хромосоме, а именно он отвечает за наличие или отсутствие у людей так называемого музыкального слуха.

Также учёные обнаружили, что звуки классической музыки подавляют активность некоторых генов, отвечающих за процесс апотоза нейронов. Иными словами, человек, слушающий классику, сможет неким образом затормаживать отмирание нервных клеток, тем самым предотвращая старение всего организма в целом.

Результаты вышеописанных исследований уже были официально подтверждены независимой группой экспертов и взяты на вооружение генетиками, занимающимися изучением человеческих возможностей с целью их дальнейшего усовершенствования.  

Как заинтересовать ребёнка занятиями музыкой?
Как заинтересовать ребёнка занятиями музыкой?

В советские времена было модно учить детей в музыкальной школе, да и сейчас многие родители желают приобщить своего ребёнка к миру вечной Музыки. Но как часто эти занятия становятся причиной разлада в семье! Noam Armonn, Shutterstock.com Пройдя тернистый путь от подготовительного класса музыкальной школы до получения диплома об окончании консерватории, хочется поделиться мыслями о том, что помогало в овладении профессией музыканта, а что было преодолено с чувством ненавистного долга перед родителями (обучение стоило немалых денег, о чём периодически напоминали…). А началось всё с уроков музыки в детском саду. Не помню, как и кто проводил эти уроки, но остались фото довольного ребёнка, поющего и танцующего в паре с мальчиком. Тогда были мечты стать певицей, но игра на пианино тоже вызвала огромное воодушевление. И что же? Через год занятий с опытной, но полусонной пожилой женщиной-педагогом пропало всякое желание. Перевод к другому педагогу только ухудшил положение, т.к. ощущалось некоторое презрение, что привело к психологическому зажиму. И только с 5-го класса в моей жизни появился настоящий Педагог, с которым хотелось заниматься хоть каждый день.

И напрашивается первый вывод: нужен педагог «от Бога», развивающий способности любого ребёнка. Трудно, но необходимо заранее узнать отзывы о педагогическом коллективе и поначалу самим присутствовать на уроках. Если нет взаимопонимания, а интерес к занятиям постоянно уменьшается, нужно проявить настойчивость и поменять наставника. Дома тоже необходимо создать подходящую обстановку. Во время занятий музыкой не мешать и не отвлекать, а лучше даже молча присутствовать. Желательно устраивать показательные концерты из выученных по программе произведений перед родными. Сначала пусть будет узкий круг, но — обязательно! — доброжелательный. Важно начать эти выступления как можно раньше, лучше перед первым же зачётом первоклассника. Можно расширить количество участников концерта: пригласить соученика из той же музыкальной школы. И хвалите! Так появится желание выступать перед публикой. А этот навык пригодится в любой сфере деятельности: умение показать свои способности придаст уверенности в своём таланте. Именно такой психологический фундамент в будущем поможет реализовать творческую индивидуальность.

Итак, второе пожелание: надо ободрять и хвалить ребёнка, давая возможность показать то, что уже освоено. И последнее: важно вместе слушать классическую музыку. Только начинать надо с понятного: вместе посещать отчётные концерты учащихся, ходить на филармонические концертные программы для детей, смотреть спектакли в театре во время новогодних каникул, на которых совмещают пение и разговорные тексты. Потом поднять планку: посетить легко воспринимаемые детской публикой балеты Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А позже — спектакли, совпадающие со школьной тематикой: оперы «Князь Игорь» Бородина и «Евгений Онегин» Чайковского. Даже в небольших городах можно приобщиться к шедеврам классической музыки — с помощью ТВ. Канал «Культура» — ваш помощник. Есть и ещё более универсальное средство — Интернет, где можно увидеть и услышать всё, что пожелаете. Но, повторюсь, вместе с ребёнком! Внимательно слушайте и объясняйте то, что непонятно. Обменивайтесь впечатлениями, это развивает способность воспринимать и анализировать увиденное. Если даже ваши мечты о профессии музыканта не сбудутся, эти усилия все равно принесут пользу: умение понимать и получать удовольствие от Музыки обогатит жизнь вашего наследника, который в своё время передаст накопленную мудрость вашим потомкам!

Автор: Галина Голованова 
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/58918/
© Shkolazhizni.ru

Какой инструмент выбрать для обучения ребенка музыке?
Какой инструмент выбрать для обучения ребенка музыке?

Вы решили, что все-таки Вашему ненаглядному чаду необходимо музыкальное образование. Прелестно! Осталось всего лишь малую радость — на чем он будет учиться играть? Хорошо, если ребенок с детства мечтал стать таким же, как Башмет или с завороженным видом слушал тромбон, или со счастливым видом бил маленькими ручками по клавишам пианино дома. А если нет? Я дам несколько рекомендаций. Прежде всего, Вы должны знать о нагрузке на ребенка. Если он мечтает стать великим пианистом, то работать ему придется не меньше двух часов. Каждый день! А дальше больше. То есть ребенок в течение этого времени будет сидеть на стуле. Если это духовой инструмент — то не больше часа в день. Так как музыканту постоянно активно приходится дышать, то иногда от переусердствования может закружиться голова.

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отдела — флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна — все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное — развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны — иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом и координацией движений, то тут лучше ударные инструменты. Здесь научат не только «бить палочками» по барабану, но также в обязательную программу входит ксилофон. Помните такой небольшой инструментик продается для детей? Это мини-копия. Здесь это огромный инструмент из деревянных перекладин, по которым надо легонько ударять. Приходится постоянно двигать руками, следить за ритмом и своими движениями, чтобы просто палочки не зацепились друг за друга. В первую очередь Вы будете проходить с Вашим ребенком собеседование у преподавателей. Ребенку дадут несколько простейших заданий, чтобы определить, есть ли у него слух, чувство ритма. То есть, он отвернется, преподаватель будет играть разные ноты на фортепиано и просить ребенка спеть их. Потом наиграет определенный простой ритм и ребенок должен будет его прохлопать в ладоши. Ничего сложного, но после такого небольшого прослушивания преподаватель скажет Вам о задатках Вашего ребенка, о том, обладает ли он музыкальным слухом. Хочу сказу предупредить, что мнение педагога не есть истина в последней инстанции — все это весьма относительно. Знаю это по себе — когда меня после двух лет индивидуальных занятий отдали в музыкальную школу, где мне сообщили, что я упорно не чувствую ритм и не очень хороший слух. В итоге я отлично сдавала экзамены и играла сложнейшие произведения. Обязательно обратите внимание на преподавателя как личность. Познакомьтесь с ним, пообщайтесь. Ведь именно он будет проводить очень много времени с Вашим ребенком и должен быть хорошим психологом и педагогом. Посидите на занятиях с другими детьми, посмотрите на методы преподавания. Бывают ведь случаи, когда преподаватели бьют по рукам, отстукивают ритм по голове ребенка, кричат на него, если у него что-то не получается. Это ведь Вам не формула химии, которую нужно просто выучить — тут нужно нечто бОльшее. Естественно, когда Вы даете ребенку образование, то делаете это Вы на 99% не под веянием моды, а с видами на будущее для Вашего чада. Какие виды в плане профессиональной деятельности могут быть для ребенка, который получает начальное музыкальное образование? Ребенок в музыкальной школе может учиться по сокращенной и по долгой программе. Все зависит от набора. Есть семилетки, есть пятилетки. Первый вариант лучше — потому что нагрузка не такая сильная — программа почти такая же, только длится дольше по времени. Это будет проще для ребенка. Если Вы не хотите, чтобы ребенок тратил слишком много времени, то можно выбрать сокращенный вариант, но он, как правило, не самый удачный в плане дальнейшего роста. Не забывайте, что в музыкальной школе много факультативных мероприятий — оркестры, вокальные ансамбли. Они участвуют в различных конкурсах, выезжают с выступлениями за границу. Многие одаренные молодые музыканты получают гранты правительства Москвы, именитых музыкантов. Некоторые получают сразу по три-четыре стипендии — сумма в итоге немаленькая, и молодые ребята очень гордятся своими достижениями. Во время выпускного года перед такими ребятами встает закономерный вопрос о том, как быть и кем быть дальше. И тут уже, конечно, решать ребенку. Если он не видит жизни своей без музыки, если он все время обучения постоянно подбирал мелодии, изумительно играет на аккордеоне и все соседи говорят о том, как прелестно играет Ваша дочка на фортепиано, то Вам нужно серьезно поговорить с ребенком о его дальнейшей жизни. Конечно, есть люди, придерживающиеся мнения, что музыкой на хлеб не заработаешь, что нужно что-то более «серьезное» , чтобы не остаться голодным на улице и не играть в переходе. Грозить ребенку такими страшными картинами не стоит — нужно взвесить все за и против. Если ребенок не шибко талантлив, не выигрывал конкурсы, его не особо хвалили в школе… — то тут нет смысла идти по музыкальной стезе дальше. Ведь за семь лет обучения ребенок уже вполне может раскрыться как талант — естественно, в руках внимательных педагогов, которые этот талант в нем обнаружили. Если он посредственный музыкант, то вряд ли стоит ожидать невиданных успехов. В музыке одним упорством не пробьешься. Пусть лучше он будет замечательно играть на гитаре в университете и петь в КВН, чем всю жизнь будет чувствовать, что он не лучший и он не гений. Хотя, конечно, многие певцы нашей эстрады начали свою карьеру в вузовских ансамблях — Владимир Маркин, Вячеслав Бутусов и многие другие. Поэтому никто не знает, как именно сложится судьба и жизнь Вашего ребенка, что ему пригодится в жизни, а что нет. Ведь если ему предназначено стать великим музыкантом, то талант все равно найдет выход и все о нем узнают. Будьте счастливы и играйте прекрасную музыку!

Автор: Александра Бычкова 
Источник: https://shkolazhizni.ru/school/articles/2595/
© Shkolazhizni.ru

Нужно ли учить ребенка музыке?
Нужно ли учить ребенка музыке?

Учить ли ребенка читать и писать, учить ли его алгебре, химии, истории, наконец, учить ли его прыгать через «козла» — всех этих вопросов обычно не возникает в семье: они решены обществом централизованно и, надо думать, бесповоротно. А вот в важнейшем для развития ребенка вопросе о том, получит ли он музыкальное образование, в каком объеме и какого качества, оставлена полная свобода выбора. И решение принимают мало подготовленные к этому родители самостоятельно, в каждом случае индивидуально и, к сожалению, зачастую неправильно. Всё зависит от меры понимания последствий этого решения для всей будущей духовной жизни их детей. Увы, во многих случаях мера понимания невысока. Конечно, бывает так, что музыкальному воспитанию и образованию какого-либо ребенка мешают обстоятельства. Но гораздо чаще мешают люди, притом люди самые близкие для него. Мешают из-за неосведомленности, из-за предрассудков, устоявшихся заблуждений, резко говоря, мешают по невежеству и некультурности. Я давно убедился, что, в зависимости от отношения к музыкальному воспитанию детей, родители подразделяются на пять категорий.

Первая категория, наиболее многочисленная, — это те люди, которые не хотят брать на себя лишние хлопоты и возиться с музыкальным обучением. Типичная фраза, которая при этом произносится, звучит так: «Моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил». Под этим подразумевается отнюдь не глухота, а отсутствие так называемого «музыкального» слуха. А с самим этим понятием музыкального слуха связан один из наиболее глупых и трудноискоренимых предрассудков. На самом деле нет никакого «музыкального» слуха, как нет, скажем, «литературного» зрения, от которого бы зависело, обучать или не обучать детей чтению и письму. О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять-таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением. Поэтому применять это понятие до обучения, да еще по отношению ко всем детям (даже к тем, которые не собираются стать профессиональными музыкантами) совершенно бессмысленно. Слух, как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне, имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют, может быть, только глухонемые от рождения). Возвращаясь к характеристике первой категории родителей (которые пеняют на медведя), мы должны уяснить, что в этом случае родитель как раз и есть тот «медведь», который наступает на ухо собственному ребенку и задерживает его музыкальное (а значит, и общее) развитие.

Вторая категория — это родители, которые исходят из убеждения, что их чадо от природы талантливо. И при всем том, что они, как правило, некритично относятся к своему ребенку и склонны к чудовищным преувеличениям, должен сказать, что в главном такие родители абсолютно правы. Их дети имеют достаточные способности для обучения музыке. Во всех случаях. (Лучшие музыкальные педагоги придерживаются того же убеждения. Рассказывают, что легендарный Пётр Столярский, учитель Давида Ойстраха, бывало, прослушав начинающих, говорил их родителям так: «Ах, ничего особенного, обыкновенный гениальный ребенок».) Подобно тому, как не найти ни одного здорового ребенка, которого бы нельзя было научить читать и писать, вы не найдете и такого здорового ребенка, который бы не мог при правильном обучении освоить грамотное музицирование (чтение и запись нот, воспроизведение их голосом и на музыкальном инструменте). Мне могут возразить, что не все дети, обучавшиеся в музыкальных школах, сносно этим овладели. Да, это так, и причин здесь две. Во-первых, слишком позднее начало обучения (а 7?8 лет — это уже поздно!), во-вторых, неверные методы обучения. Ведь грамоте удается обучить всех детей, даже самых нерадивых, а музыкальной грамоте (беглому чтению нот) — не всех. Представляете, что это должна быть за «чудо-методика», чтоб ребенок учился читать и не научился?! Однако о верных методах обучения мы поговорим в другой главе. А пока подчеркну, что именно для такой категории родителей, интуитивно знающих, что их дети — вундеркинды, я и пишу этот цикл статей. Впрочем, и родители из предыдущей категории, если им удастся «прогнать медведя», узнают из этих заметок, как лучше, рациональнее создать условия для музыкального развития их детей.

Третья категория — родители, движимые тщеславием. Они начинают обучать детей музыке из соображений престижа, чувства кичливости и других низких мотивов (вплоть до зависти). Среди этих людей есть даже такие, кто глубоко равнодушны к искусству, склонны пренебрежительно отзываться о музыке как, в лучшем случае, о пустом занятии, но, тем не менее, стремятся «купить» для своего отпрыска музыкальное образование, дабы он был «не хуже других». Это тот случай, когда не самые высокие побуждения и не самые праведные цели парадоксальным образом толкают человека в верном направлении. (Хотя должен заметить в скобках, что для педагога работа с ребенком таких родителей и в особенности общение с самими этими родителями — тяжелый случай.)

Четвертая категория — максималисты. Заподозрив однажды, что их ребенку не суждено стать великим артистом, они сгоряча решают, что никакое музыкальное образование в таком случае вообще ни к чему, — и прекращают учить детей музыке. В сочетании с ленью самого ребенка такие ситуации часто оказываются безнадежными. Особенно досадно бывает потом, когда с годами у ребенка возникает желание музицировать или даже происходит запоздалое раскрытие недюжинных талантов. Но поезд уже ушел: возможности музыкального развития, упущенные в раннем детстве, никогда не наверстать.

И, наконец, пятая категория. Тот идеальный случай, когда люди не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. К сожалению, родителей этой категории в наше время (из-за общего невысокого уровня педагогической культуры в обществе) встретишь крайне редко. Но что поделаешь, идеал, как известно, бывает только в идеале…


Автор: Григорий Ганзбург 
Источник: https://shkolazhizni.ru/school/articles/35824/
© Shkolazhizni.ru