Фортепианный отдел школы традиционно является наиболее многочисленным. Его история ведет свое начало со дня образования школы, с 1978 года. За многие годы фортепианный отдел, состоявший изначально всего из нескольких преподавателей значительно вырос. Сегодня на отделе обучается около 170 учащихся, и трудятся 15 преподавателей, влюбленных в свое дело, которые являются продолжателями всего того, чему можно дать емкое определение «пензенская пианистическая школа»
Отдел народных инструментов существует со дня основания школы, на котором сегодня обучается около 100 учащихся по специальностям (классам): баян, аккордеон домра гитара. Преподаватели отдела гордятся своими талантливыми учениками, успешно защищавшие честь школы на различных конкурсах, фестивалях, что подтверждается наличием дипломов лауреатов и дипломантов. Многие из выпускников отдела связали свою судьбу с музыкой, продолжили музыкальное образование в высших и средних специальных заведениях, работают в ДМШ, ДШ...
Отдел струнно-смычковых инструментов школы начал свою работу с 1979 года. Традиции отдела складывались на протяжении многих лет. В 1996 году в школе открывается класс флейты. Отдел струнно-смычковых инструментов расширяется и с этого момента переименовывается в отдел струнно-смычковых и духовых инструментов. Сегодня на отделе обучаются более 80 учащихся в классах скрипки, блокфлейты, флейты по образовательным программам, рассчитанным на 7-летний и 5-летний курсы обучения
Отдел хорового пения существует в школе с 1981 года. Более 30 детей занимаются хоровым пением академическим и эстрадным вокалом. Преподавателями отдела разработаны организационные формы учебно-воспитательной, методической и концертно-просветительской работы, сформирован оценочный критерий исполнительских навыков учащихся.
Отдел музыкально-теоретических дисциплин является неотъемлемой частью любой музыкальной школы. Музыкально-теоретический цикл дисциплин, изучаемых в школе, включает предметы: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, музицирование. Это именно те предметы, без которых трудно себе представить формирование полноценного музыканта. Они в полной мере способствуют развитию музыкального слуха, воспитывают грамотного исполнителя, активного слушателя, учат любить музыку.